Как оценить работу поставщика?
Оценка не завершается закупкой. Выбирая партнера, вы опирались на относительные ориентиры: чужой опыт сотрудничества, репутацию компании на основе мнений из внешних источников. Фактические результаты совместной работы можно оценить и сделать выводы. Такой «послужной список» поможет решить: продолжать взаимодействовать с поставщиком или лучше отказаться от услуг.
Как составить этот список? Какие критерии использовать? Давайте разбираться.
Цена красна?
Анекдот из жизни:
форум бухгалтеров
— Хотим поднять покупателям цены на 20%, подскажите как лучше обосновать?
— Скажите, что хотели поднять на 200%, но учитывая долгое и теплое взаимное сотрудничество…
Чтобы партнер не поступал подобным образом, будьте начеку. Раз в квартал (или в 6 месяцев) проверяйте:
- как поставщик менял цены за предыдущий период;
- отклонение стоимости закупаемых товаров от среднерыночных значений.
«Не то дорого, что сделано, а то дорого, что хорошего качества» (Пословица)
Отдельное внимание обратите на качество:
- Товара. Оценивается по количеству выставленных претензий за анализируемый период.
- Обслуживания. Отрицательные факторы: поставки в неполной комплектации либо с задержкой по времени, срыв графиков доставок.
Все шло хорошо, пока не появились претензии
Знакомая история? В спорных ситуациях люди часто ведут себя не так, как в спокойной обстановке. Поэтому еще один важный показатель — реакция партнера на рекламации к выполнению условий договора. Получите ответы на следующие вопросы. Поставщик правильно реагировал в 100% случаев предъявления обоснованных претензий или пытался уйти от ответственности? Насколько быстро отвечал? Сколько времени потратили ваши сотрудники на решение спорных вопросов? Сколько претензий поставщик отработал в полном объеме?
Как оценить?
Вы собрали необходимую статистику. Возникает вопрос: как ее использовать? Разберем один простой метод — оценку по взвешенным критериям. Его суть в следующем. Компания сама назначает «вес» для каждого показателя (коэффициент значимости). Поставщик тестируется по всем критериям, затем полученные результаты суммируются. Итог — общая оценка работы партнера за предыдущий отчетный период и присвоение ему определенной категории.
Пример использования метода оценки по взвешенным показателям:
Пример классификации поставщиков:
Преимущества этого способа:
- Количество критериев и степень их важности определяет сам закупщик.
- Справедливая оценка. Поставщик может запросто попасть в «черный список» лишь потому, что сотрудники компаний-партнеров не поладили между собой. Желательно при анализе уменьшить влияние субъективных факторов: личные предпочтения исполнителей, частые ошибки в документах, длительный процесс согласования, сложный документооборот и т. д. Этот метод как раз учитывает деловые характеристики партнера: надежность, порядочность, качество продукции.